О проекте концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей»
В рамках совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей разработан Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей», по которому проведены публичные обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов, а также дебаты.
По итогам публичного обсуждения Консультативного документа принято решение о необходимости изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». В частности Проектом концепции предлагается следующее.
Создание законодательной основы для функционирования Национальной ассоциациипотребителей, законодательно закрепивдостаточную финансовую поддержку Национальной ассоциации потребителей со стороны государства и гармонизировать с гражданским законодательством норм, предусмотренных Основным проектом концепции по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю по искам, которым удовлетворены судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона «О защите прав потребителей» (далее - Закон) права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан, то есть базовые принципы, заложенные в Законе, не распространяются на вышеуказанные сферы деятельности.
В этой связи с целью гармонизации норм законодательства Республики Казахстан предлагается внести соответствующие изменения в нормы гражданского законодательства, включая законы Республики Казахстан «О транспорте в Республики Казахстан», «О жилищных отношениях», «О туристской деятельности в Республике Казахстан», «О регулировании торговой деятельности», «О связи», «О долевом участии в жилищном строительстве», о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя,по усилению межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, гармонизации основных принципов государственного регулирования деятельности в отдельных областях, прав и обязанностей сторон в сфере защиты прав потребителей.
Также следует распространить базовые принципы Закона на сферы коммунальных, медицинских (фармацевтических), транспортных, туристских и иных услуг, сохранив отраслевое регулирование и компетенцию соответствующих государственных органов путем включения в нормы их профильных законодательных актов обязательное согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов с уполномоченным органом сферы защиты прав потребителей.
Такжепредлагаетсяоб исключении из Гражданского процессуальногокодексаРеспублики Казахстана (далее – ГПК РК) нормы, предусмотренной частью четвертой статьи 31 ГПК РК, так как эта норма противоречит части девятой статьи 30 ГПК РК, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо месту заключения договора или исполнения договора.
Мировая эпидемия коронавируса стала драйвером для развития сферы электронной торговли. Такой переход к онлайн торговле может стать постоянным трендом, основанным на добросовестности предпринимателя и доверии потребителя.
Вместе с тем, потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством в социальных сетях. Например, злоумышленники создают аккаунт в социальных сетях, заполняя его вымышленной продукцией с установлением цен ниже рыночных (с предложением скидок и распродаж), а также с опцией 100% предоплаты безналичным расчетом. При этом, после оплаты заказа товар до покупателя не доходит, а сам аккаунт в социальной сети исчезает. В этой связи, для действенной защиты прав потребителей в электронной торговле предлагается ввести механизм добровольной регистрации продавцов в социальных сетях на государственных порталах. Продавец указывает свой идентификационный номер на страничке социальной сети и соответственно ссылку на страницу социальной сети, который покупатель имеет возможность проверить на определенном государственном портале.
В связи с этим необходимо внести соответствующее изменение в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) в части публичной оферты товаров, определения понятиям торговый объект, электронная коммерция, торговля, торговая площадка и участники электронной торговли.
Таким образом, принятие данного законопроекта повлечет положительные правовые и социально-экономические последствия в виде совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей, повышения потребительской удовлетворенности, эффективного взаимодействия и координации деятельности государственных органов, судов, институтов внесудебного регулирования потребительских споров, саморегулирования, общественных объединений потребителей, палат юридических консультантов и субъектов предпринимательства.
Департамент по защите прав потребителей Кызылординской области Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан