Рухани Жаңғыру
Бізге 200 жыл!
Сыр - Алаштың анасы
Туған күніңмен, Қызылорда!
Сыр елім - Жыр елім Қызылорда
Сыр сұлуы - Қызылордам

15 марта Всемирный день защиты прав потребителей

15 марта   Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под девизом «Справедливый и ответственный искуственный интелект для потребителей».
 

Как известно ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Каждый год Всемирный день прав потребителей проводится под определенным девизом, что позволяет сконцентрировать внимание на наиболее проблемных направлениях сферы защиты прав потребителейНапример, в 2023 году – «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии».
 
         В этом году  внимание общественности обращено к искуственному интелекту, в связи с чем принято решение, что девизом Всемирного дня защиты прав потребителей 15 марта 2024 года будет являться «Справедливый и ответственный искуственный интелект для потребителей».
 
В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, ретейла, медицины и промышленности.Сегодня любой обыватель без специальных познаний может генерировать тексты на заданные темы на разных языках,  переводить тексты, проверять информацию, создавать иллюстрации к статьям, создавать резюме, разработать варианты интерьеров и многое другое.Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, но его применение может иметь последствия для безопасности потребителей. Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» закреплены права потребителей. Данный закон предусмотрел права потребителя на свободное заключение договоров на приобретение товаров (работ, услуг), получение информации о товаре (работе, услуге), приобретение безопасного товара (работы, услуги), свободный выбор товара (работы, услуги), надлежащее качество товара (работы, услуги), возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги).

При этом следует отметить, что разработан проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» и сопутствующий ему проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей», который в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе. В соответствии с данным законопроектом предлагается ввести институт омбудсмена по защите прав потребителей. Статус омбудсмена позволит вывести системные проблемы в сфере защиты прав потребителей Казахстана на высокий уровень государственной власти. В настоящее время внедрена трехэтапная система рассмотрения и разрешения жалоб потребителей (1 этап – урегулирование между продавцом и потребителем, субъекты досудебного урегулирования споров, 2 этап – государственные органы, 3 этап – суд). В соответствии с этим суды требуют соблюдения периода обращения в государственные органы. Поэтому с учетом соблюдения конституционных прав гражданина на судебную защиту предполагается пересматривать механизм последовательности мероприятий и переходить на двухступенчатую систему.

В целом предлагаемые поправки в закон о защите прав потребителей дадут положительный эффект по обеспечению удовлетворённости потребителя, созданию социального баланса. Законодательное закрепление разработанных новшеств выведет систему защиты прав потребителей на более качественный уровень и повлечет благоприятные изменения в жизни казахстанцев.


Департамент торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Кызылординской области 

14 март 2024 г. 186 0

Календарь

«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Опрос

Как Вы оцениваете работу сайта?