На благо потребителей
В соответствии с главным законом страны Республика Казахстан определяет себя как демократическое, светское, правовое и социальное государство, главным достоянием которого является человек, его жизнь, права и свободы. В этой связи в целях максимальной защиты потребителя в рыночных отношениях регулярно вносятся изменения и дополнения в законодательство о защите прав потребителей. В связи с чем по поручению Главы государства, уполномоченным органом разработан законопроект, который активно обсуждается в информационном поле страны и прорабатывается совместно с госорганами. Возвращаясь к законопроекту о защите прав потребителей, следует подчеркнуть его основные аспекты.
Институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет введения и законодательного закрепления института омбудсмана по защите прав потребителей. Статус омбудсмана позволит выносить системные проблемы сферы защиты прав потребителей Казахстана на высокий эшелон государственной власти для обсуждения с предложением пути их решения.
Таким образом, омбудсман будет служить голосом народа и общественных объединений, который напрямую доведет существующие проблемы сфер и отраслей, где нарушаются права потребителей до первых лиц государственной власти. Государство должно обеспечить прочную правовую основу для института омбудсмана по защите прав потребителей, определив его основные задачи, гарантируя его независимость для эффективного выполнения своих функций, как на национальном, так и на международном уровнях.
Как известно в настоящее время внедрена трехступенчатая система рассмотрения и разрешения жалоб потребителей (1 этап – продавец и субъекты досудебного урегулирования споров, 2 этап – государственные органы, 3 этап – суд). Суды требуют соблюсти этап обращения в государственные органы. Поэтому нужно пересмотреть механизм последовательности мероприятий с учетом соблюдения конституционных прав гражданина на судебную защиту.
В настоящее время отсутствие финансовых средств и низкая материально техническая оснащенность базы общественных объединении потребителей мешает их работе по защите прав потребителей. При этом отсутствует финансовое обеспечение общественных объединений, такого как институт по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю. На сегодня норма о перечислении суммы законной неустойки (штрафа) с ответчика общественному объединению потребителей отсутствует, но ранее присутствовала в Законе Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей».Предлагаемое будет дополнительным источником ее финансирования и будет подспорьем финансовой независимости ныне существующих общественных объединений по защите прав потребителей.
По информации общественных объединений потребителей, они часто сталкиваются с проблемами защиты прав и законных интересов потребителей в сферах коммунальных, социальных, медицинских, туристических и иных услуг. Однако, законодатель в пункте 2 статьи 2 Закона посчитал, что индивидуальная специфика оказания услуг потребителям этих сфер требует, чтобы права потребителей в сферах коммунальных, финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливались отраслевыми законами Республики Казахстан.Вместе с тем считаем, что базовые принципы Закона о защите прав потребителей на эти указанные сферы услуг должны быть распространены.
Не для кого секрет потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при покупке и оплате товаров через интернет, включая социальные сети. Для чего необходимо установление четкого правового регулирования продажи товара при дистанционном способе (на электронных торговых площадках), как:
установления типовой формы договора между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) в сфере электронной торговли;
предоставления потребителю возможности реализовать право на расторжение договора до вступления в физическое владение товаром;
установления реестра добросовестных реализаторов товаров, работ и услуг в электронной торговле;
установления механизма возврата денег продавцом потребителю;
В целом предлагаемые поправки в закон о защите прав потребителей дадут положительный эффект по обеспечению удовлетворённости потребителя, созданию социального баланса. Законодательное закрепление разработанных новшеств выведет систему защиты прав потребителей на более качественный уровень и повлечет благоприятные изменения в жизни казахстанцев.